Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

РУМЫНСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

 

Reviste de psychologic. Bucuresti, 1987. Т. 33.

 

Злате М. Интегративно-обобщающая модель личности. № l. C. 5—16.

Предлагается интегральный подход к личности, в рамках которого различаются: 1) реальная личность (кто я на самом деле?); 2) самооцениваемая личность (кто я, по моему мнению?); 3) идеальная личность (каким я хочу стать?); 4) воспринимающая личность (что я думаю о других?); 5) воспринимаемая личность (что, по-моему, думают обо мне значимые другие?); 6) предъявляемая личность (как я проявляю себя в поведении?). Взаимодействие между этими «гранями» порождает определенные типы личности: целостная и гармонично развитая, нестабильная, двойственная, сильная.


 

157

 

Рошка Ал. Научная психология — перспективный подход. № 2. С. 103—112.

В связи с тем что в центре внимания современной науки находится человек, роль связующего звена между науками о природе и науками об обществе приписывается психологии. Доказывается положение о том, что психология не может быть ветвью биологии или неврологии, поскольку социальные формы человеческой жизни «постоянно заставляют мозг работать по новому», обусловливая появление качественно новых функциональных систем, относящихся к области психологии.

Автор считает, что вскоре на смену фрагментарному, монодисциплинарному придет междисциплинарный подход к сложным психическим явлениям, причем существенно большую роль станет играть развитие компьютерной техники и информатики.

 

Чаушу В. Цели, требования и условия психологического обследования в процессе профессионального отбора. № 2. С. 113— 117.

Полагая предметом психологии деятельность, автор считает, что целью психологического исследования должна быть реконструкция составляющих ее векторов в точках их пересечения или, иначе говоря, движущих тенденций (того, чего индивид желает, или к чему он стремится), способностей (что он может делать) и биологических и социальных императивов (что он должен делать). Выделяются три этапа постановки психологического диагноза: определение истории психического развития субъекта, его актуального состояния и его будущего поведения в профессиональной и других областях.

 

Шкиопу У. Логико-психологический подход к задаче. № 2. С. 149—157.

Психология в основном занимается процессом решения задач, тогда как логика — основаниями их формулирования. Но, указывает автор, термины, в которых задача решается, адекватны тем терминам, в которых она ставится. Поэтому более полное понимание природы задачи требует единого логико-психологического подхода. Опираясь на теорию Ж. Пиаже, автор формулирует положение о том, что всякая задача является функцией операторной когнитивной структуры и нового объекта, еще не включенного в эту структуру.

 

Якоб Л. М. Этнообраз — предмет междисциплинарного исследования. № 2. С. 158—167.

Дается определение этнообраза, рассматриваются его генезис, содержание, психологическая функция. Базовой составляющей этнообраза является аутоэтнообраз, представляющий собой конкретную форму существования образа «я». Приводятся результаты экспериментальных исследований аутоэтнообраза.

 

Космович А. Критерий одной типологии учащихся, основанный на ценностях их повседневной жизни. № 3. С. 185—197.

В качестве критерия построения типологии учащихся предлагается иерархия повседневных занятий (реальных и желаемых) совокупно с уровнем школьной успеваемости и интеллекта. На этой основе выделено 12—18 основных структур, которые при добавлении дополнительных критериев могут послужить основой для многочисленных первичных и вторичных типов.

 

М. Р. Гинзбург

Москва